Картина Марка Шагала "Париж из окна"


Марк Шагал. Париж из окна. 1913.
Марк Шагал говорил: "Я родился в Витебске, но я также родился в Париже". Картина "Париж из окна" была написана в период, когда художник жил в знаменитом общежитии для артистов "Улее" или "Ruche" по-французски. На картине Эйфелева башня представлена в форме штопора, между тенью и светом, ее стрелка указает вверх, на небо. Сам художник держась руками за треугольник парашута поднимается к плавающему  горизонту картины. 

Марк Шагал написал стихотворение на французском, на тему картины "Париж из окна".

Стихотворение начинается так:

Seul est mien
Le pays qui se trouve dans mon ame
J'y entre sans passeport
Comme chez moi.
(M. Chagall, Poèmes. 1909-1972).

А вот перевод на русский всего стрихотворения, взятый  отсюда.

Лишь та страна моя –
что в сердце у меня.
В которую как свой, без всяких виз и видов,
вхожу. Моя печаль и горечь ей видна.
Она, моя страна,
меня уложит спать, она меня
укроет благоуханным камнем.
Во мне цветут зеленые сады,
придуманные дивные цветы.
Во мне горбятся улочки, нет только
домов на них. Кругом стоят руины
давнишние, из детства моего.
А жители – блуждают в воздухах
и крова ищут, временно селятся
в моей душе.
Вот почему я тихо улыбаюсьпод солнышком поблекшим

или плачу, как легкий дождь в ночи.
Я помню время –
я был двуглавым. Обе головы
скрывались под одной вуалью неги –
и обе улетучились, как розы багряной аромат.
Я думаю, сейчас,
пойди я даже вспять – я все равно
уйду вперед, туда, к высотным, горним
вратам с порушенными стенами за ними,
где громы отгремевшие ночуют
и молнии изломанные...


Пост подготовлен с использованием следующего источника:
F. Besse, J. Godeau. Tableaux Parisiens. 2005.

Комментариев нет:

Отправить комментарий