Ника Самофракийская в Лувре: Крылатая богиня Победы

Обзорная экскурсия в Лувр, знакомящая с главными шедеврами музея предполагает осмотр одной из трех из Дам Лувра – Ники Самофракийской ( две другие это Джоконда и Венера Милосская). Выполненная примерно за два века до рождества христова, Ника Самофракийская – одна из самых известных в мире греческих статуй. Сведения об истории статуи искусствоведы Лувра собирали долго, крупинка за крупинкой.
Nika Samofrakijskaja

Все началось в 1863 году, на острове Самофраки, где вице консул Франции Шарль Шампуазо в Андринополе находит первые детали величественной скульптуры: ноги, бюст, но к сожалению статуе не достает головы и рук. Крылья сразу позволили установить что найденная статуя изображает богиню победы.

Пройдет еще несколько лет и австрийские археологи найдут в ходе раскопок на том же месте куски мрамора, которые по форме напоминают носовую часть морского судна – это основание статуи, которое будет передано Лувру в 1884 году. Пройдет еще почти пол века и в 1950 году будет найдена ладонь правой руки Ники Самофракийской, которая позволила решить еще одну загадку шедевра – теперь мы точно знаем, что Виктория ничего не держала в своей правой руке: ни факел, ни трубу, что когда-то предполагалось.

Вот что пишет про Нику путеводитель, когда-то,  выпущенный в Советском Союзе: «Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены.

Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Статике и однообразию мертвого камня противостоит трепетное движение камня, ожившего под рукой безымянного ваятеля. Когда около Ники (высота статуи 3, 28 метра) оказываются люди, они кажутся маленькими, почти пигмеями. Ника парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе, сама является ее вдохновенным олицетворением. Как же изобразил древний скульптор богиню победы?

Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность и упругость. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит - такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает - свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями... Несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, удивительным сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях…»
До встречи на экскурсии в Париже!

11 комментариев:

  1. Моя любимая скульптура, мне всегда казалось, что она улыбается...

    ОтветитьУдалить
  2. Юлия, точно. Она наверняка улыбалась. Так как другие статуи свободы, у которых сохранились головы на плечах - читаются улыбки.

    ОтветитьУдалить
  3. Хотелось бы попасть в Лувр и всю эту красоту увидеть собственными глазами.

    ОтветитьУдалить
  4. Лувр неповторим, жалко что там мало времени пришлось уделить..

    ОтветитьУдалить
  5. Прекрасное произведение искусства! Из своего похода в Лувр как раз Нику запомнила и Джоконду лучше всего))))

    ОтветитьУдалить
  6. бесплатный Париж Туристический путеводительwww.etips.com/ru

    ОтветитьУдалить
  7. Саша, чудесный блог! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. "Ники" часто устанавливались на центральных площадях городов как божество-покровитель-"оберег". Кульминационным моментом нападения врагов на полис являлся именно акт надругательства над символом божественного покровительствующего начала - обезглавленные Ники стали "узаконеным феноменом" в истории культуры....

    ОтветитьУдалить
  9. позволю себе добавить,если вы не против....

    ОтветитьУдалить
  10. Мария, конечно я не против. То, что Вы рассказываете очень интересно. А откуда если не секрет у Вас такая информация?

    ОтветитьУдалить
  11. Хороший пост,спасибо вам)

    ОтветитьУдалить