Стенлен. Туалет. 1902 г. Музей изобразительных искусств г. Лозанна. |
Вопрос о том, мылись или не мылись французы до наступления Революции, - один из самых часто задаваемых на экскурсиях по замкам (Фонтенбло, Версаль, долина Луары). Именно эту тему выбрали за главную, организаторы выставки «Рождение интимности» в музее Мармоттан.
Французский социолог и искусствовед Жорж Вигарелло, автор около десяти книг и один из комиссаров выставки, большую часть жизни посвятивший изучению вопросов гигиены - заметил, что часы, которые человек проводит в туалетной комнате, ухаживая за собой и своим телом - это не только стремление к чистоте и здоровью, это нечто большее. Это некий ритуал.
Возрождение.
В эпоху возрождения, еще достаточно многочисленные в средние века, публичные бани окончательно исчезли. В тот период принято считать, что вода несет в себе заразу. Однако, небольшая часть населения - представители дворянства -продолжают принимать водные процедуры, особенно дамы. Ванна устанавливается в спальне, иногда в особом закутке спальни. На картинах этого периода мы видим, что помещение, в котором стоит купель - открыто, что рядом присутствуют другие люди, дети, прислуга, в общем, много посторонних и это никого не смущает.
Аноним. Предположительно портрет Габриэль д'Эстре. XVI век. |
Чаще всего в картинах с этим сюжетом присутствует дополнительный эротический смысл, который символизирует плодовитость, способность к размножению конкретной дамы.
Ковер "Сцены из жизни аристократов". Музей средневековья Клюни. Около 1510 г. |
Рассмотрим ковер из музея средневековья Клюни. Дубовая купель установлена в саду, на дворе - лето, тепло. Женщина не одна - ее окружают музыканты. Возможно, это подготовка к первой брачной ночи. При этом женщина представлена не в тот момент, когда она намыливает свое тело - такой жест был бы слишком банален для эпохи. Героиня замерла, как прекрасная статуя, в своей красоте.
На картине Габриэль д'Эстре две сестры находятся в одной, общей купели. Рядом младенец - возможно, идет речь о подготовке к благословению после родов.
XVII век.
В XVII веке водой пользуются еще меньше. Водные процедуры исчезают как из практики, так и с картин. Лицо не умывают, а вытирают чистым полотенцем, так как появилась традиция считать, что зимой лицо от умывания замерзнет, а летом будет покрываться потом.
Abraham Brosse. Картина на тему "Зрение". Ок. 1635 г. Музей изобразительного искусства города Тур. |
На картине художника Авраама Бросса, на тему "Зрение" из серии "Пять чувств", мы видим женщину, которая, по-видимому, только что проснулась. Сидя в кресле она рассматривает свое отражение в зеркале. Стоящая рядом служанка держит наготове белое полотенце. В комнате присутствует мужчина - он выглядывает в окно.
На севере Франции в XVII веке художники продолжают показывать в реалистичной манере женщин за туалетом. Довольно часто, модели - это жены художников.
Саломон де Брай. Молодая девушка. Около 1635. Лувр. |
На картине Жоржа Де ла Тура мы видим женщину, которая ищет на своем теле вшей. В то время в Европе свирепствует настоящая эпидемия - у каждого второго на теле вши.
Жорж де ля Тур. Женщина с блохой. 1638. Музей изобразительного искусства города Нанси. |
Богатые могли позволить себе регулярную стирку и глажку одежды. У бедных не было такой возможности - приходилось жить со вшами. В картине де ля Тура, есть что-то необыкновенно духовное. Женщина на картине одна, без служанок , в полном одиночестве.
Николо Реньери. Тщеславие. 1626. Музей изобразительного искусства города Лион. |
Некоторые картины XVII века, как например работа Николо Реньери имеют двойной смысл. Женщина смотрит на себя в зеркало. Столик ее покрыт различными хрупкими принадлежностями. Ее красота, также не долговечна, как и многочисленные предметы, которые в любой момент могут упасть, разбиться или потеряться. Пока девушка рассматривая себя в зеркало и гордится своей красотой, жизнь ее заканчивается. Все суета сует. Эта женщина - порочна, и возможный намек на это - ночной горшок, стоящий на заднем плане.
XVIII век.
Уже в конце XVII века на картинах появляются закрытые от посторонних глаз комнаты для личной гигиены. Мужчина, который случайно застал женщину за туалетом, закрывает себе глаза. В этот период, европейцы моют руки и ноги, но при этом не раздеваются.
Гравюра XVII век. |
В XVIII веке появляются специальные принадлежности для туалета - тазики для мытья ног, биде, а также специальные помещения - будуары для женщин. Рождается традиция украшать стены таких специальных помещений нескромными картинками, некоторые из которых для того, чтобы не шокировать случайного зрителя - закрывались занавеской.
Ф. Буше. Юбка приподнята. 1742 или 1760. Частная коллекция. |
Огромное количество картин такого типа написал французский художник Буше. Во многом из-за Буше и последователей его манеры (Фрагонар, Грез, … ) XVIII век в истории искусства называют « фривольный век ».
Ф. Буше. Женщина за туалетом. 1738 г. Частная коллекция. |
Еще одна мода характерная для XVIII века - это украшение лиц особыми «говорящими» мушками. Например, если у дамы было две мушки на левой щеке - это условный сигнал ее любовнику: " Сегодня вечером я одна дома".
XIX век.
В XIX веке представления об интимности кардинально меняются. После революции модный и всеми любимый Буше - будет надолго забыт. Отныне, принято считать, что ухаживать за собой в присутствии посторонних - недопустимо (об этом можно прочитать в Словаре Этикета, изданном в 1818 году). Обнаженные и сцены, посвященные туалету исчезают из репертуара художников.
Императрица Жозефина перед церемонией коронации. |
На картинах, посвященных туалету - женщины смотрят на себя в зеркало, не больше. Как пример, императрица Жозефина и ее спутницы, перед тем, как отправиться в Собор Парижской Богоматери на церемонию коронации.
Эдгар Дега. Женщина в ванной. 1883. Музей Орсе. |
Но во второй половине XIX века активно строят города. Европейцы изобретают такие вещи, как фотография, поезд, кино, во многих домах и квартирах появляется водопровод и ванная комната. Мыться становится обязательным.
Художники XIX века вновь охотно и посвящают свои картины сюжетам, где в центре внимания женщины, ухаживающие за собой. На этих картинах мы видим, что женщины забывают себя за туалетом. Время, кажется, застыло.
Тулуз-Лотрек. Портрет Мадам Фавр. 1891 г. Ч. коллекция. |
Художники XIX века вновь охотно и посвящают свои картины сюжетам, где в центре внимания женщины, ухаживающие за собой. На этих картинах мы видим, что женщины забывают себя за туалетом. Время, кажется, застыло.
XX век.
В XX веке художники кубисты - тоже обращаются к теме интимности, но их главный интерес - это формы.
П. Пикассо. Женщина с часами. 1936 г. Музей Пикассо в Париже. |
На картине Франтишека Купки "Красная помада" - изображена женщина легкого поведения, что перед выходом в свет подкрашивает губы красной помадой. В момент создания картины, уважающая себя женщина не красилась.
Ф. Купка. Красная помада. 1908. Музей Помпиду. |
Однако, после первой мировой войны благодаря таким брендам как Елена Рубенштейн, Эсти Лаудер и Элизабет Арден - появляются первые салоны красоты. Всеми обожаемые голливудские актрисы - красят губы. Это уже не вульгарно, а красиво и даже обязательно.
Каньяччо ди Сан Пьетро. Женщина перед зеркалом. 1927 год. |
На картине итальянца Каньяччо ди Сан Пьетро, мы видим женщину и супругу, которая днем занимается детьми, а вечером готовит себя к встрече с мужем - и поэтому красит губы красной губной помадой.
Наше время.
В наши дни - уход за собой настолько банален - что мало кто из художников использует этот сюжет, как основной в своем творчестве. Однако тема ухода за собой не исчезает со страниц гламурных женских и не только журналов.
Эрро. Диана и Аполло. 1975 г. |
Некоторые художники, играют с сюжетом про интимность, переиначивая шедевры истории искусств. Например, исландский художник Эрро, в своей работе - Диана и Аполло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий