Рождение интимности - уход за телом в европейском искусстве с XVI века до наших дней.



Стенлен. Туалет. 1902 г. Музей изобразительных искусств г. Лозанна.



Вопрос о том, мылись или не мылись французы до наступления Революции, - один из самых часто задаваемых на экскурсиях по замкам (Фонтенбло, Версаль, долина Луары). Именно эту тему выбрали за главную, организаторы выставки «Рождение интимности» в музее Мармоттан. 

Французский социолог и искусствовед Жорж Вигарелло, автор около десяти книг и один из комиссаров выставки, большую часть жизни посвятивший изучению вопросов гигиены - заметил, что часы, которые человек проводит в туалетной комнате, ухаживая за собой и своим телом - это не только стремление к чистоте и здоровью, это нечто большее. Это некий ритуал. 

Возрождение. 


В эпоху возрождения, еще достаточно многочисленные в средние века, публичные бани окончательно исчезли. В тот период принято считать, что вода несет в себе заразу. Однако, небольшая часть населения - представители дворянства  -продолжают принимать водные процедуры, особенно дамы. Ванна устанавливается  в спальне, иногда в особом закутке спальни. На картинах этого периода мы видим, что помещение, в котором стоит купель - открыто, что рядом присутствуют другие люди, дети, прислуга, в общем, много посторонних и это никого не смущает.


Аноним. Предположительно портрет Габриэль д'Эстре. XVI век. 


Чаще всего в картинах с этим сюжетом присутствует дополнительный эротический смысл, который символизирует плодовитость, способность к размножению конкретной дамы. 

Ковер "Сцены из жизни аристократов". Музей средневековья Клюни. Около 1510 г.  


Рассмотрим ковер из музея средневековья Клюни. Дубовая купель установлена в саду, на дворе - лето, тепло. Женщина не одна - ее окружают музыканты. Возможно, это подготовка к первой брачной ночи. При этом женщина представлена не в тот момент, когда она намыливает свое тело - такой жест был бы слишком банален для эпохи. Героиня замерла, как прекрасная статуя, в своей красоте.

На картине Габриэль д'Эстре две сестры находятся в одной, общей купели. Рядом младенец - возможно, идет речь о подготовке к благословению после родов. 

XVII век. 


В XVII веке водой пользуются еще меньше. Водные процедуры исчезают как из практики, так и с картин. Лицо не умывают, а вытирают чистым полотенцем, так как появилась традиция считать, что зимой лицо от умывания замерзнет, а летом будет покрываться потом.

Abraham Brosse. Картина на тему "Зрение". Ок. 1635 г. Музей изобразительного искусства города Тур. 

На картине художника Авраама Бросса, на тему "Зрение" из серии "Пять чувств", мы видим женщину, которая, по-видимому, только что проснулась. Сидя в кресле она рассматривает свое отражение в зеркале. Стоящая рядом служанка держит наготове белое полотенце. В комнате присутствует мужчина - он выглядывает в окно. 

На севере Франции в XVII веке художники продолжают показывать в реалистичной манере женщин за туалетом. Довольно часто, модели - это жены художников. 

Саломон де Брай. Молодая девушка. Около 1635. Лувр. 


На картине Жоржа Де ла Тура мы видим женщину, которая ищет на своем теле вшей. В то время в Европе свирепствует настоящая эпидемия - у каждого второго на теле вши.  

Жорж де ля Тур. Женщина с блохой. 1638.  Музей изобразительного искусства города Нанси. 

Богатые могли позволить себе регулярную стирку и глажку одежды. У бедных не было такой возможности - приходилось жить со вшами. В картине де ля Тура, есть что-то необыкновенно духовное. Женщина на картине одна, без служанок , в полном одиночестве. 

Николо Реньери. Тщеславие. 1626. Музей изобразительного искусства города Лион. 

Некоторые картины XVII века, как например работа Николо Реньери имеют двойной смысл. Женщина смотрит на себя в зеркало. Столик ее покрыт различными хрупкими принадлежностями. Ее красота, также не долговечна, как и многочисленные предметы, которые в любой момент могут упасть, разбиться или потеряться. Пока девушка рассматривая себя в зеркало и гордится своей красотой, жизнь ее заканчивается. Все суета сует. Эта женщина - порочна, и возможный намек на это - ночной горшок, стоящий на заднем плане. 


XVIII век.


Уже в конце XVII века на картинах появляются закрытые от посторонних глаз комнаты для личной гигиены. Мужчина, который случайно застал женщину за туалетом, закрывает себе глаза. В этот период, европейцы моют руки и ноги, но при этом не раздеваются.

Гравюра XVII век. 


В XVIII веке появляются специальные принадлежности для туалета - тазики для мытья ног, биде, а также специальные помещения - будуары для женщин. Рождается традиция украшать стены таких специальных помещений нескромными картинками, некоторые из которых для того, чтобы не шокировать случайного зрителя - закрывались занавеской. 

Ф. Буше. Юбка приподнята. 1742 или 1760.  Частная коллекция. 


Огромное количество картин такого типа написал французский художник Буше. Во многом из-за Буше и последователей его манеры (Фрагонар, Грез, … ) XVIII век в истории искусства называют « фривольный век ». 

Ф. Буше. Женщина за туалетом. 1738 г. Частная коллекция. 


Еще одна мода характерная для XVIII века - это украшение лиц особыми «говорящими» мушками. Например, если у дамы было две мушки на левой щеке - это условный сигнал ее любовнику: " Сегодня вечером я одна дома". 

XIX век. 


В XIX веке представления об интимности кардинально меняются.  После революции модный и всеми любимый Буше - будет надолго забыт. Отныне, принято считать, что ухаживать за собой в присутствии посторонних - недопустимо (об этом можно прочитать в Словаре Этикета, изданном в 1818 году). Обнаженные и сцены, посвященные туалету исчезают из репертуара художников. 

Императрица Жозефина перед церемонией коронации. 

На картинах, посвященных туалету - женщины смотрят на себя в зеркало, не больше. Как пример, императрица Жозефина и ее спутницы, перед тем, как отправиться в Собор Парижской Богоматери на церемонию коронации. 



Эдгар Дега. Женщина в ванной. 1883. Музей Орсе. 



Но во второй половине  XIX века активно строят города. Европейцы изобретают такие вещи, как фотография, поезд, кино, во многих домах и квартирах появляется водопровод и ванная комната. Мыться становится обязательным. 


Тулуз-Лотрек. Портрет Мадам Фавр. 1891 г. Ч. коллекция. 

Художники XIX века вновь охотно и посвящают свои картины сюжетам, где в центре внимания женщины, ухаживающие за собой. На этих картинах мы видим, что женщины забывают себя за туалетом. Время, кажется, застыло. 


XX век. 


В XX веке художники кубисты - тоже обращаются к теме интимности, но их главный интерес - это формы. 


П. Пикассо. Женщина с часами. 1936 г. Музей Пикассо в Париже. 



На картине Франтишека Купки "Красная помада"  - изображена женщина легкого поведения, что перед выходом в свет подкрашивает губы красной помадой. В момент создания картины,  уважающая себя женщина не красилась.


Ф. Купка. Красная помада. 1908. Музей Помпиду. 


Однако, после первой мировой войны благодаря таким брендам как Елена Рубенштейн, Эсти Лаудер и Элизабет Арден - появляются первые салоны красоты. Всеми обожаемые голливудские актрисы - красят губы. Это уже не вульгарно, а красиво и даже обязательно. 

Каньяччо ди Сан Пьетро. Женщина перед зеркалом. 1927 год. 

На картине итальянца Каньяччо ди Сан Пьетро, мы видим женщину и супругу, которая днем занимается детьми, а вечером готовит себя к встрече с мужем - и поэтому красит губы красной губной помадой.

Наше время. 


В наши дни - уход за собой настолько банален - что мало кто из художников использует этот сюжет, как основной в своем творчестве. Однако тема ухода за собой не исчезает со страниц гламурных женских и не только журналов. 


Эрро. Диана и Аполло. 1975 г.

Некоторые художники, играют с сюжетом про интимность, переиначивая шедевры истории искусств. Например, исландский художник Эрро, в своей работе - Диана и Аполло. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий