Версаль: диалог старого и нового искусства, британец Аниш Капур и француз Андре ле Нотр




Аниш Капур
Инсталляция Аниша Капура в Версале 



Даже если кому-то это кажется неожиданным, Версаль, дворец короля солнца, также как Лувр, последние несколько лет становится местом, где показывают произведения современного искусства. Например, в 2008 году в Версале выставлялись работы Джеффа Кунса, в 2010 Такаши Мураками, в 2012 году Жоаны Васкончелос. В 2015, в год, когда французы отмечают 300 лет со дня смерти короля солнца, в Версале установили шесть инсталляций британца - Аниша Капура. Также как его предшественники, Аниш Капур - это один из самых именитых и заметных скульпторов нашего времени. 



Аниш Капур
Инсталляция Sky Mirror в Версале


Аниш Капур родился в 1954 году в портовом городе Мумбаи (тогда еще Бомбей),на западе Индии, затем какое-то время жил с братом в кибуце в Израиле, а с начала 80х поселился в Великобритании, где получил художественное образование. Отец художника - индиец и инженер по образованию, а мать - еврейка, родом из Ирака. 

Аниш Капур
Аниш Капур в своей мастерской

Аниш Капур это не только лауреат многочисленных премий, но также член королевской академии и настоящий аристократ, так как в 2013 году Ее Величество Королева  Великобритании пожаловала ему дворянский титул. 

Работы художника выставлялись в самых знаменитых музеях мира. Те, кто были в Чикаго, наверняка видели его работу - "Cloud Gate", которую в народе из-за своеобразной формы просто называют «Боб» (скульптура стала знаковой достопримечательностью города Чикаго). 


Аниш Капур
Инсталляция Cloud Gate в Чикаго


Те, кому хорошо знаком Лондон - не могут не знать про самую большую скульптуру Великобритании - башню индийской компании Арселор Метал «Орбита», возведенную по проекту Аниша Капура для Олимпийских Игр в 2012 году. Сейчас башня высотой в 114 метров функционирует, как смотровая площадка (Капур считает свое творение чем то вроде новой Вавилонской башни).  


Аниш Капур
Башня Орбита в Лондоне - новая Вавилонская башня


С Францией скульптора связывает то, что его самая первая персональная выставка прошла не где-нибудь, а в Париже, в 1980 году. И еще совсем недавно, в 2012 году французы принимали работы Аниша Капура в рамках выставки Монумента, под сводом дворца Гран Пале, куда Аниш Капур был приглашен следом за немцем А. Кифером, американцем Р. Серра и французом К. Болтански. 


Аниш Капур
Аниш Капур под сводом Гран Пале


Для Монумента 2012 в Гран Пале Аниш Капур установил всего одну инсталляцию, которую назвал "Левиафан". Это была огромная, заполнившая все пространство Гран Пале статуя, из трех, соединенных вместе и надутых воздухом шаров. 


Аниш Капур
Инсталляция Левиафан в Гран Пале


Левиафан это упоминаемое в Библии чудовище, в котором английский философ Джон Локк видел метафору государства. В ходе выставки можно было зайти вовнутрь Левиафана и физически ощутить огромность его размеров. На выставке побывало рекордное количество посетителей - 500 000 человек. 


Аниш Капур
Инсталляция Левиафан в Гран Пале


День рождения Аниша Капура приходится на 12 марта, в тот же день родился гениальный французский садовник, инженер и архитектор Андре Ле Нотр, чьё имя стало символом французской садово-парковой архитектуры. 

Именно благодаря Ле Нотру появился особый тип парка, т.н. «регулярный французский парк». Это сад с геометрический правильной планировкой, симметрией, ровными аллеями, перспективой, зелеными партерами и басейнами, ровно постриженными деревьями и кустарниками. Регулярный сад - это отражение абсолютной власти монарха, в руках которого сосредоточена власть над подданными и по воле которого, даже кусты и деревья растут не так, как им вздумается, а по форме, которую им задает человек.


Аниш Капур
Оранжерея в Версале


Аниш Капур, комментируя сделанные им инсталляции, объяснил, что главной идеей его действий в Версале было стремление навести солидный и мощный беспорядок в регулярность и правильность Версальского парка.

Первые инсталляции Аниша Капура в Версале встречают посетителей прямо на ступеньках дворца, спускающихся к партерам. Сначала зеркало, выгнутое и вогнутое, в котором смотрящиеся в него увидят себя и окружающее их пространство вверх ногами. 


Версаль
Инсталляция C-Curve. Выгнутое и вогнутое зеркало



Затем огромное идеально круглое зеркало, в котором, также как в глади фонтанов Андре ле Нотра, отражаются плывущие по небу облака и уходящая в бесконечность перспектива центрального канала. Зеркальные инсталляции Аниша Капура как-будто перекликаются и спорят с зеркальной галереей версальского дворца







Аниш Капур
Sky Mirror Аниш Капур



Чуть дальше, в центре газона ведущего к фонтану Аполлона, скульптор поставил заржавевшую металлическую трубу-туннель длиной в 60 метров, с одного конца похожую на горло трубы саксофона и которую художник назвал « очень сексуальной ». Вокруг горла трубы - взрытая земля и беспорядочно разбросаные огромные каменные блоки, частями выкрашеные в красный цвет крови. 




Аниш Капур
Инсталляция "The Dirty Corner" 


Назвал Аниш Капур эту работу The Dirty Corner и нужно сказать, что эту же инсталляцию художник уже показывал в Милане в 2011 году, где посетители могли войти вовнутрь трубы. Это было чем то похоже на знаменитую скульптура «Она» от Ники де Сен-Фалль , которая вызвала и сенсацию и скандал в свое время. Комиссар версальской выставки, француз Alfred Pacquement увидел в инсталляции The Dirty Corner рог изобилия. Некоторые журналисты нашли в работе нечто иное, а имено вагину последней королевы Версаля - Марии Антуанетты, которая в отличие от королев-предшественниц, не делила короля с фаворитками, подчинила себе   сердце и разум супруга, и вмешивалась в государственные дела, чем спровоцировала недовольство подданых, которые считали Людовика XVI - подкаблучником австриячки. Как результат, вокруг инсталляции получился небольшой скандал. Вот фраза из статьи британской газеты The Guardian: «Anish Kapoor is putting the vagina in Versailles. Why on earth are the French so shocked? »

Четвертая работа Аниша Капура в Версале называется Descension. Это водоем круглой формы в котором бурлит вода, образуются волны, которые как будто бы уносят все на своем пути в глубокую неведомую бездну. 



Аниш Капур
Инсталляция Descension


Перед этой скульптурой чувствуется, как где-то внутри тебя рождаются глубинные первобытные страхи. Ощущаешь себя маленьким безвольным человечком, что живет на заре цивилизации, где нибудь в Месопоптамии, в Древнем Египте или на аудиенции с Пифией в храме бога Аполлона в Дельфах. Бурлящие волны откровенно напоминают ту волну, революционных событий, что захлестнули Версаль, короля, королеву и всю Европу в хаос сначала гражданской войны, а затем военную агрессию Франции, возглавленной Наполеоном. 




Работа "Descension" в какой то мере соотносится с одной из самых известных работ Аниша Капура, под названием «Вознесение», которая была показана много где, и в том числе на Венецианской Биеннале в 2011 году в церкви архитектора Андреа Палладио Сан-Джорджо Маджоре. Это был столб белого дыма-пара, который при помощи вентиляторов поднимался вверх к куполу церкви. Комментируя эту работу, Аниш Капур сказал, что в этой работе его интересовало показать то, как нематериальная идея становится объектом - дым превращается в столб. В работе присутствует идея из Ветхого завета, где Моисей, следовал за за столбом из дыма и света. Те, кто видел последний фильм Алексея Балабанова - «Я тоже хочу», не смогут не заметить сходство со сценой, происходящей в церкви, где « хорошие » люди исчезают, взятые в рай в виде искрометной молнии в форме белого пара. 






Пятая скульптура Аниша Капура в Версале называется "Sectional Body Preparing for Monadic Singularity". Это красный куб большого размера, в который можно войти и увидеть внутри переплетения как будто бы вен и сосудов, залитых солнцем. В этом загадочном «теле» посетитель, согласно комментарию комиссара выставки «как будто бы рождается во второй раз».


Аниш Капур
Инсталляция Sectional Body Preparing for Monadic Songularity

Шестая работа установлена не в самом Версале, а в двух шагах от дворца, в зале   для игры в мяч, где в 1789 году депутаты генеральных штатов утвердили конституцию королевства, что привела к ограничению абсолютной власти. 



Аниш Капур
Инсталляция Shooting into the Corner


Последняя работа Аниша Капура называется "Shooting into the Corner" и представляет собой пушку, которую заправляют патронами из выкрашенного в красный цвет воска. Стреляют из пушки прямо в стену, ударившись о которую воск превращается в липкую материю сползающую со стен, как загустевшая кровь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий