Галерея Сабауда в Турине: некоторые шедевры

Галерея Сабауда в Турине это картинная галерея, где можно увидеть произведения, когда-то принадлежавшие савойским монархам и переданные ими в собственность государства. В коллекции собрались прекрасные образы мадонн и христианских святых, герои античных мифов и портреты современников, жанровые сцены и натюрморты. 


Дефенденто Феррари. Фрагмент полиптика в Галерее Сабауда.
Дефенденто Феррари. Фрагмент полиптиха в Галерее Сабауда.



Если говорить о временном периоде коллекции, то в галерее Сабауда представлена европейская живопись от эпохи Возрождения до конца XVIII века: итальянские региональные школы, испанцы и северная школа. Начиная от Яна Ван Эйка, Рогира Ван дер Вейдена, Фра Анжелико и Андреа Мантенья, продолжая Рубенсом и Ван Дейком, и заканчивая Ангеликой Кауфман и Людвигом Гуттенбрунном. 


Галерея Сабауда
Галерея Сабауда. 


В недавно отремонтированных и строго оформленных залах чисто и светло. В коридорах - плакаты с изображениями лиц художников, которые сопровождаются цитатами известных искусствоведов, изучавших их творчество. 


Франциск Ассизский на картинах Яна Ван Эйка и Педро Фернандеза


В галерее Сабауда несколько картин, посвященных Святому Франциску, получающему стигматы от Иисуса Христа. У Яна Ван Эйка, Франциск выглядит необыкновенно реалистично. Тогда как манера испанца Педро Фернандеза более оторвана от реальности. 

Францск Ассизский, получающий стигматы
Франциск Ассизский, получающий стигматы


Интерьеры итальянского дома в эпоху Возрождения


На картине, Якопо Беллини, маэстро венецианской школы и основателя целой династии художников Рождение Богородицы - интересно посмотреть на интерьеры итальянского дома в эпоху Возрождения. 

Якопо Беллини. Рождение Богородицы.
Якопо Беллини. Рождение Богородицы.


В ту пору, у итальянцев появилась традиция дарить женщине, родивший первого ребенка круглый столик или поднос на память. Такие столики принято называть «деско да парто». Рядом с картиной - пример такого подарка, выполненный  Аполлонио ди Джованни. 

Аполлонио ди Джованни. Деско да Парто. Триумф любви.
Аполлонио ди Джованни. Деско да Парто. Триумф любви. 

Итальянские пейзажи и  элегантность в одежде


В средние века в Европе распространяется культ Святого Архангела Рафаила. Тогда же многие населенные пункты решили избрать святого Рафаила своим покровителем. В Европе, в том числе в Италии, до сих пор множество населенных пунктов, название которых напоминает об этой традиции. 

Антонио Поллайоло. Архангел Рафаил и Тобиас
Антонио Поллайоло. Архангел Рафаил и Тобиас


Согласно легенде, Святой Рафаил помог молодому юноше по имени Тобиас, который был щедрым, честным и бесстрашным, совершить опасное путешествие, удачно жениться и исцелить ослепшего ранее отца. В галерее Сабауда, можно увидеть как эту историю рассказали художники Антонио дель Поллайоло и Филиппо Липпи.

Филиппо Липпи. Тобиас и три архангела.
Филиппо Липпи. Тобиас и три архангела. 


Четыре святые женщины


С работы конца XVI века, написанной Джованни Спанзотти нас нас смотрят четыре длинноволосые красавицы, изображающие четырех святых. 

Первая слева - Святая Варвара, покровительница от внезапной смерти. При жизни вынуждена была жить в башне, куда ее заточил собственный отец. Ее принято было изображать держащей башню с тремя окнами. 

Джованни Спанзотти. Святые Варвара, Екатерина Александрийская,  Мария Магдалина и Марина
Джованни Спанзотти. Святые Варвара, Екатерина Александрийская,
Мария Магдалина и Марина


Вторая слева: Екатерина Александрийская, в честь которой когда-то во Франции, женщин, которые не вышли замуж до 25 лет, было принято называть Катеринет, а в день когда отмечали праздник святой, такие девушки надевали особые шляпки, чтобы потенциальные женихи могли понять, что им пора поторопиться с предложением руки и сердца. 

Третья слева это Мария Магдалина, святая, ставшая первым свидетелем посмертного явления Христа.

Последняя женщина на картине - это святая Маргарита или Марина Антиохийская, которая почиталась как защитница беременных женщин. 


Поклонение волхвов


Узнав о том, что в Вифлееме родился новый царь, волхвы пришли к младенцу Христу с дарами. Традиционно волхвов изображают в количестве трех: одного -  юношей, второго - зрелым мужчиной и третьего - стариком, что вместе с младенцем Христом, составляет четыре возрастных этапа, через которые может пройти каждый человек. 

Поклонение волхвов. Галерея Сабауда. 


Три волхва также символизируют три известных когда-то континента - Африку, Европу и Азию, а зовут волхвов Бальтазар, Мельхиор и Каспар. 


Дефенденто Феррари. Поклонение волхвов. 


В галерее Сабауда сцена поклонения волхвов представлена много раз, впрочем как и в любом музее, обладающим коллекцией европейской живописи, т.к. сюжет этот был необыкновенно популярен. 


Поклонение волхвов. 


Святая Анна, мать Богородицы и бабушка Христа 


Еще одна очень почитаемая в средние века святая - это бабушка Христа, мать Богородицы - Святая Анна, которую в Париже считали покровительницей парфюмеров. 

Г. Феррари. Святая Анна, с младенцем Христом и Богородицей
Гауденцио Феррари. Святая Анна, с младенцем Христом и Богородицей


В Галерее Сабауда, Святую Анну можно увидеть на картине художника, Гауденцио Феррари, которого искусствоведы считают большим почитателем Леонардо да Винчи. Святая Анна также считалась целительницей болезней, особенно чумы. Вот почему рядом с ней изображен человек, вероятно пораженный болезнью, чумой или проказой… 


Гауденцио Феррари. Больные, молящие об излечении.  


Персей и Андромеда


Начиная с эпохи Возрождения художники обращаются в своих сюжетах к мифам античности. В работе болонца Бартоломео Пассаротти, художника XVI века - Персей, приходящий на помощь к прикованной к утёсу и предоставленной на произвол чудовища Андромеде. Поражённый красотой девушки, Персей  расправляется с чудовищем и берет Андромеду в жены. 


Бартоломео Пассаротти. Персей и Андромеда.
Бартоломео Пассаротти. Персей и Андромеда. 


Художник Бартоломео Пассаротти, у которого был свой собственный музей, с большой коллекцией «диковин» был неравнодушен к изысканиям своего современника и земляка, ученого Улисса Альдровандуса, основателя одного из первых в Европе ботанического сада и профессора болонского университета.  Вот почему в работах художника, в том числе и в той, о которой идет речь, он подробно, как в иллюстрированной энциклопедии прорисовывает то, как могло выглядеть морское чудо-юдо.  

Богиня Диана и нимфа Каллисто


В эпоху возрождения европейцы вновь открывают для себя творчество Овидия, его метаморфозы, в частности. Художник Лука Камбьязо иллюстрирует историю нимфы Каллисто. Диана, будучи богиней девственницей, требовала от своих подружек и спутниц обета целомудрия. Каллисто, одна из ее спутниц, к своему несчастью была обманута Зевсом, который соблазнил нимфу, приняв образ дочери Дианы. 

Лука Камбьязо. Суд Дианы над Каллисто. 


Обнаружив беременность Каллисто, разгневанная Диана наказывает несчастную нимфу, превратив в медведицу, которую Зевс в свою очередь превращает в созвездие Большой медведицы.

Гермафродит и нимфа Салмакида


Еще один мастер мифологических сюжетом, это итальянец Франческо Альбани. В Галерее Сабауда можно увидеть несколько его картин, посвященных мифу о Салмакиде и Гермафродите, все эти картины были заказаны кардиналом Маурицио Савойским, который долгое время был правителем Ниццы. 


Франческо Альбани. Салмакида и Гермафродит. 


В 1799 году эти картины были реквизированы Наполеоном, и какое то время выставлялись в Лувре. Затем, в 1815 году картины были возвращены в Турин. Можно предположить, что картины выставлялись в Лувре рядом со знаменитой статуей, где Гермафродит лежит на матрасе сделанном Бернини. 


Франческо Альбани. Салмакида и Гермафродит.
Франческо Альбани. Салмакида и Гермафродит. 


Изабелла Клара Евгения


Софонисба Ангиссола, родом из Генуи, была одной из первых художниц-женщин в XVI веке, получив пост живописца и придворной дамы при дворе испанского короля Филиппе II. Художница прожила до 82 лет, создав большое количество портретов, которые хранятся в самых разных музеях мира. В галерее Сабауда - написанный ею портрет предположительно семилетней дочери Филиппа II и его третьей супруги Изабеллы Валуа (француженки, рожденной в Фонтенбло) — Изабелла Клара Евгения. 



Софонисба Ангиссола. Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении



Когда во Франции умер последний король династии Валуа, Генрих III, Испания пыталась посадить на французский трон, своего претендента - Изабеллу Клару Евгению, внучку Генриха Второго и Екатерины Медичи. Однако, французским королем стал Генрих Наваррский, первый король новой династии - Бурбоны. 

А еще Изабелла Клара Евгения являлась прямым потомком французской королевы Анны Бретонской, бывшей по совместительству  также последней правительницей независимой Бретани. Филипп II надеялся заполучить для дочери этот кусочек Франции дабы облегчить транзиты из Испании во Фландрию и Нидерланды. 


Ван Дейк. Изабелла Клара Евгения в одежде монахини


В год, предшествующий смерти отца, тридцатилетняя Изабелла Клара Евгения и ее супруг в итоге были назначены управляющими испанскими Нидерландами. Показав себя прекрасными управленцами Клара Евгения и ее супруг покровительствовали многим художникам, в особенности Рубенсу. В конце жизни Изабелла Клара Евгения стала крестной одной из дочек Генриха Наваррского и Марии Медичи, которую в честь нее назвали Елизаветой и которая стала испанской королевой. В конце жизни Изабелла Клара Евгения стала монахиней. Как она выглядела - можно узнать благодаря представленному в галерее портрету работы Ван Дейка. 


Дырки в штанах - это не только Китай, это еще и Италия


В галерее Сабауда есть также несколько картин, где можно увидеть уличные сцены из повседневной жизни. На картине Маленький Рынок, венецианца  Леандро Бассано, я заметила мальчика в красных штанах с дыркой. Китайские дети носят такие штанишки и сейчас, а называются они Кайданку.


Леандро Бассано. Малый рынок. Фрагмент картины.  Галерея Сабауда.
Леандро Бассано. Малый рынок. Фрагмент картины.  



Венера и Амур


Закончим мы знакомство с шедеврами галереи Сабауда, работой Людвига Гуттенбрунна, итальянца жившего в конце XVIII века, дружившего с императрицей Екатериной Второй и жившего какое-то время в России, ставшей убежищем для многих художников, которые стремились уехать из Европы, после свершившейся во Франции революции. 


Людвиг Гуттенбрунн. Венера и Амур. Галерея Сабауда.
Людвиг Гуттенбрунн. Венера и Амур. 



На картине Венера играет со своим любимым сыном Амуром. Богиня на то и богиня, чтобы не заморачиваться со штанами. Ее сынок ходит в чем мать родила :-) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий